Раньше, в старину, религиозных праздников у удмуртов было много. Их насчитывалось около 60-70, основных, крупных около 10. В данный момент празднуются праздники- Масленница, Пасха(Быдзымнал), Летнее Моление (Элен Вось, Мор Вось), Выль Нянь (Новый Хлеб 2 августа), Осеннее Моление (Сизьыл Куриськон-4 или 7 ноября), Новый Год(Выль Ар). Проводятся поминальные мероприятия- Осеннее и Весеннее Поминание Умерших Родственников, с объязательным посещением могилы умерших родственников и приношение в жертву петуха в честь умерших. Так же проводятся мероприятие - Поминки по всем Умершим в Великий Четверг(Кулон Потон). Тоже с приношением жертвы в честь умерших.

Осеннее и Весеннее Поминание Умерших Родственников.

Сизьыл но Тулыс Кисьтон.

Проводили осенью после празднования Сизьыл Куриськон (4-7 ноября). Обязательно должно было завершиться до 20 декабря. В этод день с утра пекли блины(табани), перепечи, кыстыбеи, шаньги, и  сладости. Приглашали гостей. Раньше этот праздник поминания умерших родственников принимал родовой характер(сейчас принял семейный, частный характер, а то и вовсе стали забывать, жаль) . Днем  угощали соседей и других гостей, а после приглашали в гости тех, которые принадлежали только этому роду. В гости первым приглашал тот, который жил выше по течению реки и заканчивалось у родственника, живущего ниже по течению реки. Варили суп с Жертвенной Птицей(Пось Шыд). Так удмурты посылали свои пожелания и просьбы по течению реки в мир умерших- в потусторонний мир. Река, в удмуртской мифологии, является нижним ярусом мироздания, или связующим звеном между мирами.

 

Кулон Потон.

К этому дню каждая семья готовилась особенно тщательно. Убирали, чистили территорию своего хозяйства. Мыли окна, полы, потолки, стирали. занавешиали окна новыми шторами  , белили печь. В день Кулон Потон, бытовало мнение, что умершие любят тех кто в этот день больше и усердно работает, все и везде успевает. И люди старались работать особенно усердно. Нельзя было в этот день только копать землю. В  день Кулон Потон приносили в жертву петуха и варили Пось Шыд.

Считалось, что в день Кулон Потон все умершие возвращаются домой. Повествует мнение, что их можно увидеть через дымоход, одев  хомут.

На кануне необходимо втыкать ветки священных деревьев (рябины, пихты, можжевельника) в оконные и дверные проёмы, в хлев, в сараи, погреба, машины и тп и тд, чтобы нечистая сила не могла войти или осквернить жилище или другое строение. С утра собирали все ветки и сжигали их в печи, чтобы нечисть накопившееся за ночь скорела в месте с огнем. С раннего утра по среди двора  разводили костер,  чтобы изгнать все плохое и нечистое и прыгали через костер, да бы очиститься от нечести.

 

 

Сизьыл Куриськон Праздник. Осеннее Моление.

Раньше Праздник Сизьыл куриськон проводили в первую пятницу(арнянунал). Примносили в жертву овцу или гуся. Это праздник раньше имел статус общедеревенского или общеродового характера. На общедеревенском молении моление проводили в деревенском Куале (Храме). Варили кашу, мясо, молились Инмару Кылчину, и после кашу разносили по деревне или деревенские сами приходили за священной кашей и мясом.  Кости сжигали на костре. А во время моления в вобщеродовом Куале, вся родня собиралась и молилась Инмар Кылчину, говорили слова благодарности и просили в дальнейшем здоровъья, счастья, благополучия, мира во всем мире. В настоящее времья праздник имеет семейный характер. С утра пекут блины, шанешки, варят кашу и просят у Бога счастья и благополучия. Кто то приглашает или идет в гости.

  

Вой (Масленица)

Вой дыр (Масленица)

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

http://interprazdnik.narod.ru/udmurt.htm
Метки:

Традиционная религия удмуртов уходит далеко в глубину веков, когда все народы поклонялись многим Богам. Удмуртская религия, доходя до наших времен, претерпела некоторые изменения и определила главного божества - Инмара, который правит всеми божествами, известными в настоящее времъя в повериях удмуртов.

Элен Вось- это моление ,которую проводят после молений во всех удмуртских Священных Рощах.

Элен Вось- это моление всех удмуртов, который проходит раз в году в конце июня месяца.

Элен Вось - это моление всем удмуртским Миром.

Элен Вось был возрожден на Межреспубликанском фестивале удмуртского языка  культуры и религии, посвященном 250 летию деревни Алтаево Бураевского района Республики Башкортостан, прошедшем 20 июня 2008 года.

У Элен Вось имеется три центра(места), три Священные Рощи для проведения всеобщего моления - д. Алтаево РБ, д. Варяш РБ, д.Кырги Пермского края.

В настоящее время было уже проведено три всеобщих моления.

В 2011 году Удмурт Элен Вось пройдет в деревне Алтаево, Башкортостан 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz