…рткемесь,
Огезлэсь огез паймымон   чебересь.
Веськрес,  жужыт, кужмо соос,
Зырдыт сильвирен кыдамын соос.
 
 Синъёссы - яркыт кизилиос,
Чырты кузязы, музось, васько  азвесь сиос.
Пыдъёссы азвесь гижыосын,
Юнматэмын зарни дагаосын.
 
 Паймод! Вылтуссы шобырскемын,
Оло пур-пур небыт тодь лымыен,
Оло инмысь жуась кизилиен,
Оло шуод небыт мамык выль тылыен.
 
Оло соос валъёс но чик овол,
Инмын лобась орзи яке душес,
Ширто, вортто, лобзо ик кожалод,
Тыбыразы вылды, будо бурдъёс,
 
 
Туннэ уин ваньмы но  изьыку,
Васькоз Инмар музъем вылэ.
Шаплы, гетиз кыткем валъёсыныз,
Быдзымналэн дырттоз асьме гуртэ.
 
Шудэн – бурен со гуртъёсти ветлоз,
Коркась корка Быдзымнал ваёз.
Миндэр вылэ курегпуз тыроз,
Зеч улон асьмелы сизёз

               Галиханов А.Ш.

...........................................................


Пересьёсмы улизы   чакласькыса,  
Вашкала динъёсыз юн кутыса.  
Быдзымналэз пумитазы шумпотыса,
Корказэс, котырзэс чылк- чылк утялтыса.

Галиханов А.Ш. Алтаево

 

ЙО ВЫЛЭ СУЛТОН

Вот что пишет Владыкин в отношении Рождества в своей книге "Религиозно - мифологическая картина мира удмуртов"
 В отношении удмуртов-приверженцев традиционной религии- "Рождество" не является религиозным праздником. 7 числа у удмуртов начинается Вожодыр(святки) - переходное время, период зимнего солнцестояния. У тюрков Поволжья- (нардуган). Нукратские (чепецкие) татары называли это время, как и удмурты - (вожо). Этот праздник включал в себя проводы старого и встречи нового года. Празднование начиналось 7 января - толсур(зимний праздник-букв. - зимнее пиво)ЫМУСЬТОН, УМЫСЬТОН(букв. - открывание рта); название связано со снятием табу на пищу, наложенного после СИЗЬЫЛ ЮОН(осеннего праздника).

Накануне этого дня в каждом доме стол застилали белой скатертью, клали каравай хлеба и соль в солонке. Обязательным обрядовым блюдом являлись пельмени, перепечи, яичные лепёшки.
Договорившись всей деревней несли в один из домов муку и пекли КУАРНЯНь -пресные лепёшки. Вечером, освятив их. т.е. произнеся молитву совершали совместную трапезу.Личное присутствие было необязательным. Каждый кто принес муку считается участником общей трапезы. 
С 7 января начиналось ряжение- портмаськон, пензаськон, вожояськон, чокмортскон, продолжавшийся до 19 января(йо вылэ султон-букв.: вставание на лед). Считалось , что ряженые пугают банных духов, изгоняют болезни и всякие напасти. Ряженые ходили по деревне сверху в низ, по течению реки стуча по воротам и по углам домов.
13-14 гадали.Ряжение заканчивалось на крещение-йо вылэ султон.
 19 января ряженых в дом не пускали. Мыли полы, стены, потолки.
Вожодыр заканчивался 19 января. Этот день называли ЙО ВЫЛЭ СУЛТОН. В этот день не разрешалось: носить воду, что либо делать: "Курег гинэ но сюдыны уг яра . С утра идут к реке , чертят крест и делают прорубь. Считалось , что в этот день вся "нечисть" -ВОЖООС уходит под воду . В это же время поминали умерших, проводили ЙЫР ПЫД СЁТОН. Женщине посвящали голову и ноги теленка, а мужчине жеребенка. 
Дальше, через 7-8 недель ВОЙ

 

Бесплатный хостинг uCoz