В  деревне Алтаево моление в Священной Роще БЫДЗЫМ ВОСЬ всегда начинается собранием старейшин "ВОСЬ КЕНЕШ".  

  

                           Ӟечкылан

Гажано эшъёс, туганъёс, удмурт дӥнез кутӥсьёс, ӟечкыласьком ваньдэс но  Элен Вось Куриськон   праздникен. Тӥлэськом тӥледлы ваньдылы шудбур, тазалык, капчилык, азинлык но татулык. Азьпалан улонды шудэн- бурен, шумпотыса , мылын-кыдын , корка трос нылын-пиен, туганэн но ӟеч тӥлась калыкен мед тырмоз. Ӟеч мылкыдэн, шумпотыса югыт шундыез, чебер нуналэз пумитаса кутскыны. Вордэм нылпиостэс шумпотыса будэтыны. Ӟечлыксэc  адӟыны мед быгатоды. Та арын нылъёс но пиос асьсэлы кема утчам парзэс мед шедьтозы.

Азьпалан Инмар Кылчинмы мед утёз, улонмес капчи мед кароз, чер- чурлэсь, кырыж сюреслэсь, урод сямлэсь, урод муртлэсь-ужлэсь  мед утёз-вордоз.

 

                   Гажаса ваньдэс Элен Вось Кенеш

 

 

 

     Инмарлы вазиськон

Осто Козма Инмаре Кылчинэ, вылысь мусо  но югыт Инмаре Кылчинэ, Тонэ тодэ-буре вайса куриськиськом, югыт Инмаре Кылчинэ тани. Тулыс тулкымъяськись тудзем ву кадь   шуддэ-бурдэ но Му гурын кыдам из кадь чурыт тазалыктэ,  зечлыктэ, инбамын кадь паськыт но сайкыт улондэ сётыса кылльысалыд ке,  Инмаре Кылчинэ.  Сюресын но  ужын  капчилыктэ,  азинлыктэ сёты, Инмаре Кылчинэ . Вордэм нылпиослы инмети эркын лобась тылобурдоос кадь, возь вылъёсын будись сяськаос кадь шуддэ-бурдэ , азинлыктэ, зечлыктэ сёты. Урод сюреслэсь, урод сямлэсь, урод ужъёлэсь, амала муртъёслэсь  утьы -ворды  соосыз, Инмаре Кылчинэ. Ӟеч калыкен вераськыны, валче улыны визьноддэ, быгатонлыктэ пычатыса улысалыд ке, Инмаре Кылчинэ тани. .  Берекеттэ-дэлеттэ сёты. Пал кимы муын пал кимы  войын мед кыллёз, Инмаре Кылчинэ, тани. Омин!

Ву зибемлэсь, сильтоллэсь, тылпулэсь, дышмонлэсь утьы ворды милемыз, Инмаре Кылчинэ. Черлэсь-чурлэсь, кыльдэйлэсь, урод муртлэсь, сорыны турттисьлэсь, кас кырымъёлэсь азвесь кенерен котырты милемыз, Инмаре Кылчинэ, тани. Омин!

Ноку но медаз лу ми палан ож-тирлыкен жугиськонъёс , музъемлы даллашонъёс.Волмыты дунне вылэ ог -огдэ гажан, огедлы огед  юрттон амал гинэ. Адямиос куспазы ог анайлэн, ог атайлэн кадь мед улозы, Инмаре Кылчинэ. Лёгоно пыдулмес чошкыт кары, чемдэмлэсь -пограмлэсь утьы -ворты, Инмаре Кылчинэ тани. Ваньмыз Тынад ки улад, ваньзэ но Тон бергатиськод, Инмаре Кылчинэ, мынэсьтым куремме кабыл басьты, курытэк -вератэк кылемзэ ачид тодыса - радъяса кылльысалыд ке,  

Инмаре Кылчинэ, тани. Омин! Омин! Омин!  

 

 

                             Элен вӧсь 

Удмуртъёс Инмарлы куриськиллям асьсэ куаосынызы, ӵыжы-выжыосынызы, быдэс гуртъёсын но (гуртэн Вӧсь). Кӧня ке гуртъёс, кудъёсыз трос дыръя одӥг выжыысь потэмын, Мер яке Мӧр кылдыто вылэм. Отчы пырись гуртъёс ӵошен люкаськыса Мер яке Мӧр Вӧсь ортчытъяллям. Уфа но Пермь губерниосысь удмуртъёс асьсэды Эль шуыса лыдъяллям. Соин соос ӵош люкаськыса Элен Вӧсь ортчыто вылэм.

Тодосчиослэн гожъямъёссыя, XIX-XX дауръёсы вӧсяськон тужгес сӥлыез вылэм но отчы трос калык люкаськылэм. Казаньысь профессорлэн И. Смирновлэн гожъямъёсызъя, Элен Вӧсе Бирск но Пермь губерниысь Оса уездъёсысь удмуртъёс пырисько. Элен Вӧсь уездъёсысь бадӟымгес гуртъёсынВуж Варяшын, Алтаевоын но Киргаынортче. 1894 арын Вуж Варяшын радъяськем Элен Вӧсе финн тодосчи Юрьё Вихманн пыриськем. «Праздник кык нунал кыстӥськиз. Отын кык вал, кык скал, ыж, кык така, кык ӟазег вандӥзы»,- гожтэ тодосчи.

Элен Вӧсез гужем куазен мукет Вӧсьёс бере гинэ ортчыто вылэм. Инмарлы курбон сётыса, удмуртъёс ӟечлык но капчилык, татулык куриллям

Совето власть вакытэ Элен Вӧсез ортчытон сям таркамын вал. Та Вӧсь сярысь туж ӧжыт пересьёс гинэ тодо на. Но Инмарлэн юрттэменыз но Башкортостан Республикаысь удмуртъёслэн Национально-культурной центрзылэн но Удмурт Элькунысь Камсьӧр удмуртъёслэн огазеяськонзылэн тыршеменызы та вунэм сям выльысен выльдэмын. 2008 арын Элен Вӧсез нырысьсэ Алтау гуртын ортчиз. 2009 арын со Вуж Варяш гуртын радъяськиз, нош 2010 арын Киргагуртын...http://oshmes.pressarb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1603%3A2010-07-02-09-25-23&catid=6%

Удмурт ЭЛЕН ВÖСЬкамсьÖр удмуртъёслэн  чош, валче  люкаськыса  куриськон праздниксы.

Удмурт ЭЛЕН ВÖСЬ- Инмарлы куриськон праздник, кудӥз ке ортче вань удмурт ВÖсьёсын куриськонэз ортчытэм бере 

Удмурт ЭЛЕН ВÖСЬ- ортче араз ог пол

Удмурт ЭЛЕН ВÖСЬ- ортче арлы быдэ мукет Быдзым ВÖсьын

Удмурт ЭЛЕН ВÖСЬ куриськон праздниклэн кунь центрез- Алтау гурт РБ, Варяш гурт РБ, Кирга гурт Перм улос,

Удмурт ЭЛЕН ВÖСЬ выльдэмын 20 июньын 2008 арын Башкортостанысь Алту гуртын удмурт кыллы, удмурт осконлы но Алтау гуртлы 250 ар тырмемезлы сӥзем межреспубликанской фестиваль  ортчытыку.

 Удмурт ЭЛЕН ВÖСЬЛЭН сайтэзлэн ссылкаез

        http://galihanow2010.narod.ru/

  

                      Алтаево

Д. Алтаево по неопубликованным материалам возникла по договорному письму башкир, д. Алпаутово, Каразирик, Ваисякиной Ванышевской тюбы Эске-Еланской волости от 5 июня 1811 г., по которому они припустили на свою землю одного уезда команды старшины Д. Николаева д. Асавбаш тептярей из вотяков Имаша Тюгаева, Байсары Имашева, Имангула Ишаева «с товарыщи» с 20 дворами сроком на 70 лет до будущего 1890 г. из оброка по 50 коп. с двора в год. Однако она впервые упоминается уже в опубликованном источнике за 1757 г., когда у удмурта д. Алтаево Василия занял 13 руб. денег мариец д. Миядыково Киязь Токмордин.

 

Археологические памятники

 

 

http://ufa.regionz.ru/index.php?ds=39416
 
   РАСПОРЯЖЕНИЕ Совета Министров Башкирской АССР

   от 04.12.1987 № 393р
   <О ПАМЯТНИКАХ, ОТНЕСЕННЫХ К ЧИСЛУ ПАМЯТНИКОВ

   ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ИСКУССТВА>
   (вместе с "ПАМЯТНИКАМИ ИСТОРИИ", "ПАМЯТНИКАМИ

   АРХЕОЛОГИИ", "ПАМЯТНИКАМИ ИСКУССТВА")
 
   10. III Алтаевское селище серед. I тыс. Бураевский район,

   д.Алтаево, правый берег
   р. Быстрый Танып

 

     В прошлом и в настоящем здесь проводились и проводятся

   религиозные моления удмуртов-

   Элен Вöсь и Мöр Вöсь- Моление Миром.

 

 В Башкортостане удмурты расселены преимущественно в башкирском и марийском окружении. Как правило, приуральские удмурты селились в мононациональных деревнях. В таких селах удмурты более устойчиво сохраняли свои нацио­нальные традиции, язык, моногамные браки и т.д. Встречаются и этниче­ски смешанные поселения — удмуртско-башкирско (татарско)-марийские: Максимово, Шмельковка, Четырман (Янаульский район); Асавка, Кизганбаш (Балтачевский ра­йон); Тойкино (Калтасинский район); Асавтамак (Бураевский район); Гарейбаш, Верхние Татышлы (Татышлинский район); Итей (Илишевский район).

Переселившиеся в Приуралье удмурты выбрали здесь схожие со старой родиной природно-климатические условия —  зону темнохвойно-широколиственных лесов северной части Башкортостана.

На территории современного Башкортостана удмуртское население компактно расселено в северо-западных административных районах и городах.

В Татышлинском районе Республики Башкортостан удмурты — второй по численности народ — 5 738 (21,4% населения района). Проживают в селах Алга, Арибаш, Бигинеево, Верхнебалтачево, Вязовка, Гарибашево, Дубовка, Кызыл-Яр, Майск, Малая Бальзуга, Нижнебалтачево, Новые Татышлы, Старокальмиярово, Петропавловка, Ивановка, Старый Таныповка, Утар-Елга, Уразгильды,  Юда.

В Янаульском районе удмурты так же второй по численности народ, всего их здесь проживает 4 754 человек, что составляет 20,8%. Удмурты проживают в следующих населенных пунктах: Андреевка, Арлян, Банибаш, Барабановка, Верхняя Барабановка, Вотская Ошья, Вот­ская Урада, Каймаша, Каймашабаш, Максимово, Никольск, Нократ, Новая Кирга, Шмельковка, Норканово, Старый Варяш, Будья Варяш, Наняды, Новый Варяш, Шудек, Конигово, Можга, Четырман.

В Калтасинском районе проживают 2 766 удмуртов (9,6%) в следующих населенных пунктах: Большекачаково, Большетуганеево, Верхний Тыхтем, Качкинтурай, Кургак, Малокачаково, Малотуганеево, Кульсаитово, Тойкино, Тынбахтино.

В Бураевском районе проживает 1 472 удмурта (5,2%) в следующих населенных пунктах: Алтаево, Асавтамак, Байшады, Бикзян, Давлеканово, Касиярово, Мамады, Сарсаз.

В Балтачевском районе зафиксированы 515 удмуртов, проживающих в деревнях Асавка и Кизганбашево.

К указанной группе удмуртов, по некоторым лингвистическим и этнокультурным особенностям, примыкают удмурты Куединского района Пермского края (Гондырский куст), проживающие в следующих селах: Старый Шагирт и Новый Шагирт, Удмуртский Шагирт, Большой Гондырь, Верхний Гондырь и Малый Гондырь, Кирга, Рабак, Союз, Кипчак, Гожан и другие.

Отдельные поселения удмуртов имеются и в других регионах республики: в Илишевском районе — села Вотский, Менеуз, Итей и Ташкичи; в Зилаирском  — поселок Вознесенский; в Кушнаренковском — село Канглы.

В Ермекеевском районе Башкортостана находится самый южный населенный пункт удмуртов — село Купченеево, которое вместе с удмуртскими селами Бавлинского района Республики Татарстан: Покровский Урустамак (Урсугурт), Удмуртские Ташлы, Николашкино, Измайлово, Ваешур, Потапово-Тумбарла, Шарай, Богатый Ключ — составляет так называемую бавлинскую группу удмуртов.

Самое большое удмуртское поселение Башкортостана — село  Нижнебалтачево (775 жителей по переписи 2002 года) Татышлинского района, а самые маленькие, всего по одному жителю — деревни Малотуганеево и Кульсаитово, которые расположены в Калтасинском районе Башкортостана.

Материалы переписей населения демонстрируют рост городского удмуртского населения  Башкортостана: в 1959 г. в городах проживали 1 654 удмурта, в 1970 г. — 2 926, в 1979 г. — 4 459, в 1989 г. — 6 214. Всероссийская перепись населения 2002 года учла в городах Башкортостана 6 227 удмуртов.

В процентном отношении удмуртов горожан (по переписи 2002 г.) было 27,5%, удмуртов-сельчан — 72,5%. Самая крупная городская удмуртская диаспора республики проживает в городах на северо-западе республики: в Янауле — 2 067, Нефтекамске — 1 493, п.г.т. Краснохолмский — 500. В Уфе — 811.

http://www.vatandash.ru/index.php?article=1900

«Язычество» кыл - кытысь со кылдиз?

 

Али дырын Язычество/Языческий кылэз тыршо воштыны мукет кылын - Вашкала оскон, Калык оскон, Традиционной оскон но мукет , кудиз ке возьматэ азьло, вашкала калыклэсь дунневаланзэ.

Кыллэсь пуштроссэ, кылдэмзэ  серттон-пертчен понна оло коня дауръёслы сьорлань кошконо луоз. Вашкала калыкъёс (озьы ик асьмен чыжы-выжыосмы но) бадзым уж борды, пойшураны потыкузы, чорыг кутыны мыныкузы,  через-чурез уллякузы, оже мынукызу котьку но божествоослэсь юрттэтсэс, кужымзэс куриллям. Кырбон сётиллям. Котькыче куриськон ужлэн аслаз динез луэм, тирлыкъёсыз, кылъёсыз но аслаз Вось- Куала интыоссы. Данакез али дырын вунэмын но вуныса- ышыса мынэ.

 Христианство дуннее волмемен та вашкала осконъёсыз  христианъёс– языческой шуизы, нош та динэз кутисьёсыз язычник, язычники шуизы. Озьыен  асьмеос валаськом язычество «вань вашкала осконъёслэн нимтулзы, кудиз ке возьматэ данак божествоослы йыбыртъямзы». Европаысь христианъёс нималлям- paganism шуыса. Латынь кыллэсь берыктид ке paganus-сельский, языческий, латынь кылысь кудиз ке pagus-село, деревня(гурт). Озьыен язычествоез валаны луэ гурт калык оскон шуыса. Старославянской кылын язычество, язык- узыцы- народ, народы шуыса нимаське.

Кыллэсь кылдэмзэ серттыса-пертчыса валаськом- язычество  вашкала калык оскон

 

Пантеон богов

Материал из Удмуртская википедии

Наиболее яркой составляющей величиной любой религии является ее пантеон.

Язычество удмуртов, характеризующееся детально разработанной системой культовых мест, обрядов и ритуалов, располагало обширным пантеоном, включающим около 40 духов и божеств, которые были строго соподчинены друг другу.

Низшие божества (духи):

Чер — злой дух эпидемических болезней

Обилие болезнетворных духов и божеств в религиозно-мифологическом плане свидетельствует о многотрудной жизни удмуртов.

Представления о духах-матерях:

Матери-небожители:

Инву мумы — мать небесной воды

 

Высшие божества

Инмар

На вершине удмуртского Олимпа возвышался могущественный бог Инмар. Слово "Инмар" исследователи переводят по-разному: "ин" — небо, "мар" — что, т. е. "что на небе" [Верещагин 1889: 73].

Очевидно, образ удмуртского Инмара восходит к пра-финно-угорскому божеству, чье имя связано с названием неба, воздуха (ильма, юма): 1) фин., кар. — Ильмаринен, саам. — Ильмарис, коми — Ён, хант. — Илем, манс. — Элем; 2) фин. — Юма-ла, эст. — Юммал, саам. — Юбмел, мар. — Юмо [КЭСК: 99; Мифы народов мира И, 1982: 564].
Кылчин

Наряду с Инмаром, в верховную триаду входил Кылдысин/Кылчин — добрый дух, содействующий приплоду скота [Holmberg 1913: 32—64]. Образ Кылдысина, один из древнейших, первоначально ассоциировался, очевидно, вообще с творческим началом, созиданием (отсюда "кылдыны" — творить, создавать) и восходит к корню "кыл" — слово. Именно слову придавалась магическая функция творения, созидания, мир созидался в процессе названия [Донских 1984: 18—19]. Постепенно образ Кылдысина приобрел сложное мифологическое содержание. Будучи одним из наиболее популярных в религиозно-мифологической системе, он имел довольно значительное количество воплощений: Вукылчин — Творец воды, Юрткылчин, Гидкылчин — хранитель дома, хлева, скотного двора, Нуныкылчин — божество, покровительствующее родам или вообще детям [Емельянов 1921: 129].
Куазь

Вместе с Инмаром и Кылдысином у северных удмуртов и бесермян почитался Куазь — божество атмосферы, погодных явлений. Триада богов Инмар, Кылдысин, Куазь порой осознавалась как некое единство[1].
Особое место в верованиях удмуртов занимало понятие воршуд.

Воршуд — сложное понятие, которое означало: 1) родовую или семейную святыню, хранящуюся в куале. Обычно это воршудная коробка, в которой содержалось несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, мука, крупа, ветка дерева. Словом, здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях, это символическая модель мира, его микрокосм, своего рода "Ноев ковчег"; 2) абстрактное божество-покровитель рода или семьи и совокупность идей, представлений, связанных с ним; 3) конкретное орнито-, зоо-, антропоморфное изображение божества: гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами, какого-то идола и т.д.; 4) экзогамное объединение родственников по материнской линии, имеющих одного покровителя. Каждый воршуд имел свое имя. Исследователями зафиксировано около 70 таких имен (Можга, Бигра, Пурга, Какся, Боня, Вортча и т.д.), ведущих свое происхождение, по-видимому, от тотемических предков. В честь покровителя-воршуда устраивались моления по каждому сколько-нибудь важному поводу[2].

Это многообразие богов требовало соответствующего осмысления, интерпретации, выработки норм культового этикета — всеми этими вопросами ведали служители культа (клир). Они же в значительной степени были и непосредственными творцами тех или иных религиозно-мифологических идей, распространителями их среди своих соплеменников, а также своеобразными посредниками между божествами и общей массой верующих[1]

 

В деревне Алтаево существуют шесть Воршудов(Дьин)

Какся, Молок, Тольё, Шордин, Уллапалдин,

 

 

Календарь древних удмуртов

У удмуртов Толэзь означает одновременно календарный месяц и луну.  Нарождение луны – толэзь вордиськон, новолуние – вильтолззь (новая луна), первая четверть – нырысети черыкез, полнолуние – тыр толэзь, ущерб луны – вуж толэзь (досл. Старая Луна), последняя четверть – берпум черыкез.
Ар – год,  Ар пум – конец года, Виль аре потон – переход в новый год. Переходный период: нунал пукон дырья – когда день сидит, нунал вырзон – день тронулся. Толэ пыриськон – переходим в зиму;
гужеме потиськон – выходим в лето.
Год у удмуртов делился на две половины – зима и лето, такое деление все еще сохраняется у некоторых народов Сибири.
Общий:
Май – гужеме потон толэзь  – выход в лето.

Июнь– куар толэзь, Инвожо
Июль – гужемшор – середина лета
Август – сизьылпал – канун осени.
Сентябрь – Эби гужем – бабье лето. Пичи гужем
Октябрь – бер сизьыл – поздняя осень.
Ноябрь – толэ пырон – вхождение в зиму,  толэ пыриськон – переходим в зиму
Январь – толшор – середина зимы
Февраль – тулыспал – канун весны.
Обрядовый:
Март – вой келян дыр – проводы масленицы
Апрель – быдзынал толэзь – месяц великого дня, тулыс кисьтон – весенние поминки
Май – курегпуз  питыръян – катание яиц
Июнь – Инвожо (Бог солнца), вось толезь – молитвенный
Октябрь – сизьыл вось. Сизьыл куриськон– осеннее моление
Ноябрь – сизьыл кисьтон – осенние поминки
Декабрь – тол вось толэзь Толсур – месяц зимнего моления
Январь – виль ар толэзь – месяц нового года
Погодный: 
Март – зыж толэзь – настовый месяц
Апрель – Оштолэзь – водный,  апыртэ, ву поттон толэзь – время

Июль – кось толэзь – жаркий месяц, гыдырьян толэзь – месяц грома.
Август – гудырикошкон – уход грома.
Сентябрь – пужмер усьыны кутскыку – время инеев, бус усён дыр – время туманов          
Октябрь – зоро толэзь, дождливый месяц
Ноябрь – выль лымы – новый снег                                                                                                              
Январь – кезьыт толэзь – холодный месяц
Февраль – Буран толеэь – буранный месяц.
Месяцеслов  разделен на сезоны:
Шушы лыктон - прилет снегирей – декабрь-январь
Март - сьод куака толэзь - грачевник. Грачи весну приносят. Бадьпу вылын кочышпи – на вербе котенок.
Апрель – тылобурдо лыктон дыр – прилет птиц, сырсву виян дыр – время березового сока.  
Май - куар бичан – сбор трав, Куар потон – восход зелени, Льом-пу сяськаякы – время цветения черемухи, кикы силён – время кукования кукушки, куакапи потон дыр – время грачат, италмас сяська поттон вакыт – время цветения купальницы, чысны коко (кузьтурым) курткушман бичан вакыт, время собирания лесного пастернака/щавеля/свербиги
Июнь – турым-куар жужан – месяц восхода травы, толэзь, чибинь/черкей дыр – время появления комаров.
Июль – емыш вуон дыр – время поспевания ягод, лузь потон дыр – время слепней, зоз кырзан дыр – время стрекотания кузнечиков.
Август – мульы – вуон, шу бичан – созревания орехов, сбор калины.
Сентябрь – куар усён толэзь – листопад, тури кошкон дыр – отлет журавлей, тылобурдо кошкон дыр – отлет птиц.
Земледельческие:
Апрель – кидыс поттон дыр -  вывоз семян
Май - гырон-кизён толэзь – месяц вспашки и сева, бусы уже поттон – выезд на полевые работы, Кизьыны потон толэзь – выезд на посев, льомпу сяськаян – время цветения черемухи, куартолэзь – месяц распускания листвы, куар потон – восход зелени, Алма/картка/булгы/картошка мерттон дыр – время
посадки картофеля, появление комаров.

Июнь – Музьем вордиськон - рождение земли, праздник завершения полевых работ – гербер (на севере Удмуртии), гырон-быттон (на юге Удмуртии), емыш мерттон – месяц  посадки овощей – ближе к июню, Уриськон/кокаськон дыр – время прополки.
Июль – емыш вуон дыр – время поспевания ягод, зоз кырзан дыр – время стрекотания кузнечиков, лузь потон дыр – время появления слепней.
Август – аран дыр/толэзь – месяц жатвы, страда, мульы вуон, шу бичан – сбор калины, созревания орехов, зег кизён дыр - время посева  ржи – Озимую рожь сеют в паловом поле, завершается работа в августе.
Сентябрь – алма/картка октон дыр/ толэзь – месяц уборки  картофеля – вторая декада сентября, куар усён
толэзь – месяц листопада.
Ноябрь – кидысь пыртон - семена завозят в закрома
В прошлом с рождением луны начинали сев, сенокос, жатву. Если приступить к севу в новолуние или дни ущерба луны, посевные взойдут плохо и урожай будет небогатым. Если жатву или сенокос начинать в такие дни, работа не будет спориться.  
Животноводческие:                                                                                                

Март (обычно, иногда январь) – чожи сиён дыр - поедание молозива, ыж чышкон дыр – время стрижки овец.
Апрель – зазег пуксён толэзь – месяц высиживания гусят и появление (гусят)

Май – пудо поттон толэзь – выгон скота  

Июнь – куар – вандон – заготовка веток

Июль – турнан дыр – сенокосный месяц

Август – ыж чушкон дыр – время стрижки овец

Октябрь – пудо пыртон - загон скота

Ноябрь – пудо вандон толэзь – время забоя скота (на мясо). Заготовка веточного корма. Осенний забой скота – макс 2 недели

Промысловые:

Апрель – тылобурдо лыктон дыр – время прилета птиц, сурсву виян дыр – время березового сока.

Май – куар бичан – сбор трав, италмас сяська поттон дыр – время цветения купальницы, курткушман бичан – время сбора лесного пастернака/свербиги, кику силён, куакапи – время кукования кукушки, мурдо пуктон - установка морд (когда уровень воды в реке, озере снижается до обычного) – конец мая прибл.
 
Июнь – кур уськытон - снимают луб (липовый). Липовая кора (луб) легко снимается только в июне – ствол липы используют и как строительный материал для постройки в подворье

Август – мульы вуон, шу бичан – созревание орехов, калины

Сентябрь – тури кошкон – отлет журавлей, тылобурдо кошкон дыр – отлет птиц.

Октябрь – мурдо пуктон – установка морд, коньывуон – поспевание белки.

Декабрь – кион вузон – волчий вой,пудкеч гурт пала вуон дыр – время, когда заяц прибывает к человеческому жилью.

 

Дни  недели Удмуртские:

Пн – вордиськон (рождение)        

Вт – пуксен – сидение

Ср – вирнунал – день крови

Чт – покчиарня – (малая неделя)

Пт – быдзымарня (большая неделя)

Сб – коснунал (сухой день)

Вс – зучарня (русская неделя)

Пятница – день, свободный от физического труда. В четверг обязательны были мытье в бане, поминание усопших, выпекание блинов, моления. Предположительно Арня произошло от древнебулгарского арна кон –
пятница, арна башы – понедельник.

Закамских удмуртов

Чт – арняжыт (недельный или предпятничный вечер)

Пт – арнинял, арнянал  (недельный день)

Сб – коснунал /нынал, коснал базар жыт (базарный вечер)

Вс – зучарня, базар

Сутки подразделяются на отрезки: Чукна – утро, переход ночи в день; Вазь чукна – раннее утро; Зардон азь, зардытозь
 куазь югатчозь , юугыт луытозь – до зари, до рассвета; Чук зардон , зардон вакыт, зардон дыр, куазь зардон вакыт – время до восхода солнца, перед восходом, рассвет, заря; шунды жужан вакыт, шунды жужаны, шунды жужанэ, шунды вырзыны – время восхода солнца; шунды зужан бере, шунды потем бере,шунды жутиськем бере – время после восхода солнца; Шунды вылым дырья, шунды вылэ тубем бере – время
когда солнце поднялось вверх; бер чукна – позднее утро; Бырес чукна, чукна быр – все утро; нунал – день; Лымшорлэсь азьпо, лымшыр азьын – день до обеда, предобеденное время; Лымшор, лымшыр – середина дня, обеденное время; лымшор бере – после середины дня, после обеда; нунал пумын – в конце дня; жыт пал – буквально – сторона вечера; Уй – ночь; Уйшорозь – до середины ночи; чукнапал, шукнапал –
сторона утра; Уй быт – вся ночь; Быдес уй – целая ночь (в течение ночи).

 

  • время восхода солнца; шунды жужан бере, шунды потем бере,шунды жутиськем бере – время после восхода солнца; Шунды вылым дырья, шунды вылэ тубем бере – время

    когда солнце поднялось вверх; бер чукна – позднее утро; Бырес чукна, чукна быр – все утро; нунал – день; Лымшорлэсь азьпо, лымшыр азьын – день до обеда, предобеденное время; Лымшор, лымшыр – середина дня, обеденное время; лымшор бере – после середины дня, после обеда; нунал пумын – в конце дня; жыт пал – буквально – сторона вечера; Уй – ночь; Уйшорозь – до середины ночи; чукнапал, шукнапал –

    сторона утра; уйбыт – вся ночь; быдэс уй – целая ночь (в течение ночи).

    Понятия середина дня и юг совпадают: лымшор, лымшыр, лымшорпал, «Уй» в сочетании с «пал»   означает и север – уйпал.

    Время: время восхождения небесного светила – солнца; время захода солнечного светила за горизонт – 6-7 минут. Самая короткая единица времени – миг (время за которое успеешь моргнуть глазом, время одного вдоха и

    выдоха).

         Павел Шамшурин

          //moykray.ucoz.ru/forum/15-23-1

 

 

 

 

  

  

                                                                                        Община удмуртской традиционной                       религии             УДМУРТ ЭЛЕН ВОСЬ 

  

Камсьор удмуртъёслэн куриськон праздниксы 

 

     Алтаево 2011

  

Моление закамских удмуртов- Элен Вось начался с моления/Сизиськон/ в деревне Алтаево на Таныппал Бусы Вось, дабы попросить у Инмара, Верховного Бога удмуртов разрешения на проведение  в Быдзым Вось/Большой Священной Роще/ всеобщего моления закамских удмуртов-Элен Вось.

Традиционная религия удмуртов уходит далеко в глубину веков, когда все народы поклонялись многим Богам. Удмуртская религия, доходя до наших времен, претерпела некоторые изменения и определила главного божества - Инмара, который правит всеми божествами, известными в настоящее времъя в повериях удмуртов.

Элен Вось- это моление ,которую проводят после молений во всех удмуртских Священных Рощах.

Элен Вось- это моление всех удмуртов, который проходит раз в году в конце июня месяца.

Элен Вось - это моление всем удмуртским Миром.

Элен Вось был возрожден на Межреспубликанском фестивале удмуртского языка  культуры и религии, посвященном 250 летию деревни Алтаево Бураевского района Республики Башкортостан, прошедшем 20 июня 2008 года.

У Элен Вось имеется три центра(места), три Священные Рощи для проведения всеобщего моления - д. Алтаево РБ, д. Варяш РБ, д.Кырги Пермского края.

В настоящее время было уже проведено три всеобщих моления.

В 2011 году Удмурт Элен Вось пройдет в деревне Алтаево, Башкортостан 

 

 

Община удмуртской традиционной религии"Удмурт Элен Вось"

Удмурт Элен Вось

Адрес: 452955 Россия Республика Башкортостан Бураевский район д. Алтаево


Телефон: 347 56 27885

E-mail: galihanow2010@yandex.ru

д. Алтаево находится в 60 километрах к югу от г. Янаула и 60 км к северу от г. Бирска, в 7 километрах от трассы Уфа- Бирск- Янаул.

Удмурт Элен Вось

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Бесплатный хостинг uCoz